О Мотоле...

  • Печать

                                        

«Не ищи чудес в далёких странах, о заморских пляжах не мечтай. Окунуться в мир легенд, традиций на Полесье, в Мотоль, приезжай!». Г.И. Мацукевич

 

Наша деревня имеет очень богатую и интересную историю. Тяжело определить точную дату появления поселения на месте сегодняшней деревни.  Археологические раскопки показывают, что между рекой Ясельдой и озером Жидинье располагались  стоянки ещё каменного века.

Первое же письменное упоминание о деревне найдено в актах Литовской метрики — государственного архива Великого княжества Литовского. «За паном Дарком 14 человек в Мотоли...» — эта запись, сделанная примерно в 1422 г., и дала повод считать датой основания деревни указанный год.

 Не трудно посчитать, что 2012 год в истории деревни стал юбилейным. Мотоль отметил своё 590-летие.

Как и многие города и местечки Беларуси, Мотоль имеет свой герб, в основу изображения которого положены древние предания.       В них утверждается, что местные жители имели дарованную королевскую грамоту на "пергаменте", по которой все земли в Мотоле считались их собственностью, а сами мотоляне были подданными короля и ни одному феодалу в крепостничество не передавались.

Сейчас Мотоль - это современный агрогородок с красивыми домами и ухоженными приусадебными участками, с привлекательными достопримечательностями природы, культуры, архитектуры, истории, место, где бережно хранят и передают из поколения в поколение обычаи и традиции своих предков. И, конечно же, главную роль  в сохранении и передаче богатого наследия будущим поколения играют семья и школа.

Система образования деревни также имеет богатую историю. Согласно сведениям, взятым из Гродненского государственного архива, Мотольское двухклассное народное училище  существовало  с 6 мая  1864 года.

 

Мотоль всегда славился ремеслами. Искусство здешних швей, портных, кузнецов, столяров, ткачей, резчиков по дереву известно далеко за пределами республики. Они участники многочисленных международных выставок в Бельгии, Италии, Франции и других странах, им неоднократно присуждались международные награды.

         Самое почётное место среди ремёсел занимает ткачество. Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основным материалом  для ткачества служили лён, конопля, шерсть. Для окраски ниток использовались натуральные красители из цветов, трав, коры деревьев. Поэтому тканые изделия были не яркими.

Только в 20 веке, благодаря применению  фабричных нитей и химических красителей, ткачество становится более ярким и насыщенным.

 

 

 

В середине XVI в. Мотоль был одним из центров ремесла и торговли, тут проводились  большие ярмарки, на которые приезжали из всех окрестностей.

Возродились древние традиции ярмарки, когда в агрогородке в августе стали проводить кулинарный фестиваль «Мотальскія прысмакі». Он организуется Ивановским райисполкомом, БОО «Отдых в деревне» и Брестским общественным советом по развитию агроэкотуризма. Фестиваль поддерживается Ассоциацией регионального кулинарного наследия Европы, учреждением «Новая Евразия» и Программой поддержки Беларуси правительством Германии.

 

Мотолянэ вам готують,

Мотолянэ вас частують!

Яки песни, пахи, смаки -

Бо то ж «Мотольски прысмаки»!

 

 

 

Фестиваль имеет свой фирменный знак: ложка с вилкой и рушник, узором которого стала надпись «Мотальскія прысмакі» на 9 языках. Разработал его известный белорусский дизайнер Владимир Цеслер.

 

А народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»-

хочу поддержать словами мотольской поэтессы Валентины Кульбеды-Бакун:

Ды вам не ўявіць прыгажосці,

Не ўбачыўшы шэраг карцін.

Сардэчна ўсіх просіма ў госці

Да нашых цудоўных мясцін!

 

 

 

 

 

Мотоляне, как и большинство крестьян окружающих деревень, жили за счет земли, бортничества, рыбной ловли, охоты, платя налоги княжескому двору. Но, поскольку земли было мало, а поселение ширилось, росло, многие начали заниматься и ремесленничеством, торговлей. Постепенно деревня все больше и больше приближалась по своему внешнему виду, составу населения, его занятий к местечку.

 

В начала XVI в. Пинское княжество административно входило в состав Трокского воеводства.

 

В 1520 г. пинский князь Федор Иванович Ярославич передает эти земли Успенской Лещинской церкве. Есть и соответствующий документ об этом — «жалованная» грамота: «...Я, князь Федор Иванович Ярославич, чиним знакомито сим нашим листом, кому будет потреба их видети, или чути, слышати нынешним и напотом будучим. Придали есмо на церковь Божью Пречистое Богоматери в Лещи пять озер: одно озеро в селе нашем в Мотоли, на имя Мотоль, а второе озеро в Мотольской же земли на имя Жидень, а в Тышковичах две озере, на имя Мылне и Скупое, а пятое озеро в Порецкой земли, на имя Гоще...

 

А писал есми я, князь Федор Иванович Ярославич, сесь мой лист сим своею рукою. Писал в Пинску...»

 

После смерти Федора Ярославича его владения, в том числе и Мотоль, переходят к польскому королю Сигизмунду I Старому, который передает часть земель в управление своей жене Боне Сфорца. Кстати, у мотолян существует предание, что центральная площадь местечка раньше называлась «площадь королевы Боны», которая, согласно тому же преданию, не раз сюда наведывалась, переселяя из Италии, откуда она была родам, мастеров-ремесленников. Среди жителей Мотоля распространены отличительные фамилии (таких совсем нет в окружающих деревнях), например Палто, Кульбеда, Шикалай, Кузюр. По-видимому, они итальянского и немецкого происхождения и идут от тех людей, которых когда-то переселила королева Бона. Более точных исторических сведений об этом не найдено, но предание существует и, очевидно, имеет право на жизнь.

В середине XVI в. Мотоль стал одним из центров ремесла и торговли, тут начали проводиться большие ярмарки, на которые приезжали из всех окрестностей.

 

Местечко быстро росло и, как свидетельствуют записи Центрального государственного исторического архива Литвы, по ревизии 1555 г. было отнесено к числу местечек с самоуправлением. Факт очень значительный и важный, ведь он давал мотолянам определенную независимость: они освобождались от феодальных повинностей, суда и власти воевод, старост и других государственных должностных лиц. Полученное магдебургское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественная жизнь, сословное состояние жителей регулировалось собственной системой юридических норм, отыграло большую роль в развитии ремесленничества и денежно-товарного обмена. И главное - над жизнью и бытом мотолян не висел призрак крепостничества, которое господствовало в окружающих местах.

 

Словом, Мотолю повезло. Кстати, уездный город Пинск получил магдебургское право только в 1581 г. - на 30 лет позже за Мотоль. И это также показывает заметность и значительность местечка.

 

Уже в то время Мотоль славился своими ремесленниками, торговцами, вообще - умелыми людьми, которые и жнут, и ткут, и шкуры лучше всех в округе изготавливают, и печи кладут, и дома быстро и специфически строят. А еще - ярмарками, где можно было не только себя показать, других посмотреть, но и, главное, приобрести нужное в хозяйстве, продать свое изделие либо обменять его, договориться насчет других жизненных дел.

 

После введения "Устава на волоки" 1557 г вместо общинного вводилось подворное землевладение. Хорошо это или нет? Как посмотреть. Вместе с определенными свободами в пользовании землей реформа, однако, увеличивала и барщину, вдвое вырос оброк. Были и другие отрицательные для людей моменты.

 

Не удивительно, что в Мотольских преданиях описанные выше явления и события занимают отдельное место. В них утверждается, что местные жители имели дарованную королевскую грамоту на "пергаменте", по которой все земли в Мотоле считались их собственностью, а сами мотоляне были подданными короля и ни одному феодалу в крепостничество не передавались. Но когда умирал король, то его преемник должен был подтвердить привилегии жителей новой грамотой.

 

А вот что свидетельствовала об этом член Императорского Русского географического товарищества Мария Сакович, сама, кстати, родам из соседней с Мотолем деревни Молодово, которая в 80-ыя годы XIX в. вела тут историческо-этнографические исследования и написала ученую работу "Крестьяне местечка Мотоль и их песни", изданную в 1888 г.: "...Крестьяне городка Мотоль к царствованию императрицы Катерины пользовались правами мещанства, которые им впервые даровала королева Бонна, и при вступлении на престол каждого из следующих королей Польских депутаты от Мотоля ездили вместе с Пинчюками и Логишинцами за подтверждением своих прав в Варшаву: у них сохранились привилегии от семи польских королей...

 

О том, как мотоляне защищали свою независимость, у них сохранилось следующее предание. В депутацию от Мотоля к королю Польскому за подтверждением привилегий избран был мешчанин Понедилец. Придя в Варшаву и получив грамоту от короля, Понедилец начал собираться домой. В это время к королю является заслуженный польский воин - Лукашик и просит о дарении какого-либо поместья. Король вспомнил про Мотоль и предложил Лукашику: "Если вы сумеете догнать Понедильца и отобрать подписанную мною грамоту, то Мотоль будет вашим". Один из слуг рассказал об услышанном Понедильцу, и тот, предупрежденный о затеянном на него нападении, отправился в дорогу. Вслед за ним отправилась погоня. Зная об этом, Понедилец старался запутать свои следы и потайными тропами добирался в Мотоль. Придя домой, он отдал грамоту жене и приказал быстро спрятать ее в повойник.

 

Лукашик c подчиненными пришел в Мотоль, нашел Понедильца, обыскал его и весь дом, причем Понедилец сказал яму: "Вам, Лукашик, есть кашу с маслом, а не с Понедильцем бороться". Не найдя грамоты, поляки убили Понедильца и вернулись в Варшаву ни с чем...

 

Во время власти в России императрицы Катерины, после раздела Польши, вся местность была присоединена к России, и мотоляне, неизвестно по каким причинам, не поехали к императрице Катерине за подтверждением привилегий.

 

Отныне они вошли в состав Государственных крестьян, и несколько раз потом при царях Павле, Николае I, Александре II они ездили в Петербург просить освобождения от налогов, но все их усилия были напрасны..."

 

Все вышеприведенные свидетельства М. Сакович очень важны, ведь, к сожалению, сами грамоты о привилегиях к нашему времени не сохранились. Согласно рассказам старожилов, они долгое время находились то у войта, то у гмина, а во время Большой Отечественной войны сгорели. Правда, косвенно сведения о магдебургском праве упоминаются в донесении станового 2-го мирового участка. Кобринского уезда по делу "О взыскании процентов с крестьян погорельцев м. Мотоль при займе денег от мещан-евреев (август - сентябрь 1879 г.)": "...Имели, кроме этого, процесс с помещиком и казною о Мотольском озере и магдебургском праве, даренном им вроде бы королем..."

Мотоль славится ремеслами. Искусство здешних швей, портных, кузнецов, столяров, ткачей, резчиков по дереву известно далеко за пределами республики. Они участники многочисленных международных выставок в Бельгии, Италии, Франции и других странах, им неоднократно присуждались международные награды.

 

где свои кулинарные изыски представляют участницы конкурса «Бабулина кухня».

 

На протяжении четырех лет в августе в Мотоле проводится Международный кулинарный фестиваль «Мотальския прысмаки». Он организуется Ивановским райисполкомом, БОО «Отдых в деревне» и Брестским общественным советом по развитию агроэкотуризма. Фестиваль поддерживается Ассоциацией регионального кулинарного наследия Европы, учреждением «Новая Евразия» и Программой поддержки Беларуси правительством Германии.

Большинство ее жителей, а это около 4,5 тысяч человек, бережно хранят обычаи и традиции предков, в том числе гастрономические.